Композиция важная составляющая синематика, фотографии и кино, но есть также в музыке и даже в литературе. Она присуща всем видам искусства. Без композиции не получится качественной картинки. И как бы вы не меняли освещение в сцене, каждый раз будет казаться, что чего-то не хватает. Поставил персонажей, свет, что ещё может быть не так? Скорей всего дело будет именно в постановке кадра.
Что бы погрузиться в тему и увидеть всё наглядно, обязательно посмотрите ролик, в который Джон вложил всю душу:
Многие начинающие специалисты думают, что камерой можно пренебречь, что это не столь важно на фоне других этапов и ставят ее по наитию. А красивый персонаж со сложной анимацией, это самое важное в синематике. Но это в корне неправильный подход, потому что когда дело дойдет до операторской работы, всплывает куча проблем. Персонаж слишком большой и обрезан посередине головы, а от анимации вообще видно только её начало.
Если думать наперёд, то нужно сначала подготовить «почву» позаботившись о целостности композиции, а ещё лучше – сделать раскадровку. Правильно построенный пайплайн упростит жизнь и проложит путь для качественного шота. В этой статье мы рассмотрим, что такое методы композиции, как их применять и зачем они вообще нужны. А в следующих расскажу, что такое пре-продакшин и продакшин, и отдельно поговорим о визуальном повествовании.
Больше наглядной информации есть на доске миро, которую мы подготовили специально для вас.
Перед тем как начать, можете посмотреть содержание, которое даст вам возможность быстро переключаться на какую-то тему, которая необходима в данный момент.
Содержание
Соотношение сторон
Первое, с чем нужно определиться – это соотношение сторон экрана, то есть его отношение высоты к ширине. Если сразу ставить кадр в нужную композицию, а потом выбирать какое соотношение сторон, то придётся всё переделывать. Существует два самых популярных: 1.77 к 1 и 2.33 к 1.
Первый, это тот же 16:9, все современные телевизоры имеют это соотношение. Оно подходит больше для реалистичных сюжетов – драмы, комедии. Из-за масштаба экрана, даёт возможность укрупнять лица, более глубоко передавать эмоции и вызывать больше сопереживания.
Второй, 2.33 к 1 предлагает более широкое поле зрения по сравнению с традиционным 16:9, что особенно популярно в фантастических и масштабных картинах. Где нужно передать эпичность повествования, больше деталей и показать просторы сцены.
Что такое композиция
Что бы понять, как применять методы композиции на практике, нужно разобраться, что такое compositio. Говоря очень простым языком, композиция – это создание из частей, целого.
Перед вами в сцене локация, пропсы на ней, персонаж (или их несколько), свет, анимации и из всего этого, нужно собрать один полноценную кадр. Самое главное в композиции – это композиционный центр. В этой части картины происходит основное действие и смысл повествования.
Следует сразу оговориться, что композиция – это не только красивое расположение предметов в кадре, но и освещение, цвета, сюжет, саунд дизайн, в данной статье мы пройдёмся только по верхушке и научимся красиво ставить кадр. В последующей статье рассмотрим и остальные факторы, влияющие на красивую картинку в синематике.
Камера – это холст, на котором нужно создать шедевр, а композиция – это то, как всё расположено на этом холсте. В конечном итоге, зритель должен прочувствовать и понимать историю картины.
Базовые принципы построения композиции
Правило третей
Основной и простой для понимания метод композиции, когда кадр делится по горизонтали и вертикали на 3 равные части. Визуально, снимок делится на 9 одинаковых прямоугольников. Главные элементы ставятся на эти линии, а лучше на их пересечении, всё будет зависеть от того, что происходит в кадре. Таким способом автор направляет взгляд зрителя на важный элементы картины.
На горизонтальных линиях размещают границы океана, леса или геометрических фигур. По вертикальным линиям располагают героев, здания, деревья или любую другую геометрию, если оно имеет важное значение в кадре. Конкретные объекты размещаются в точках пересечения горизонтальных и вертикальных линий, привлекая внимание зрителя. Таким образом, линии служат направляющими элементами, а точки их пересечения являются центральными объектами визуального восприятия.
Не пытайтесь на глаз определять эти линии, просто включите в настройках камеры.
Золотое сечение
Представьте себе пропорцию, которая разделяет линию (или что угодно, на самом деле) на две части так, что меньшая часть относится к большей, как большая ко всей линии. Это примерно 1 к 1,618 – вот она, золотая пропорция!
Подобно правилу третей, золотое сечение – это комфортное и правильное размещение объектов в кадре.
Художники ещё описывают золотую пропорцию как соотношение 62% к 38%, но естественно никто так не высчитывает, просто делят пропорцию листа трех к двум. Потому же принципу делятся и фаланги пальцев.
Золотые треугольники
В сценах, когда нужно показать динамику, применяете композицию с золотыми треугольниками. Проводим диагональ через весь кадр, из двух других углов опускаем диагонали, перпендикулярные первой линии. Центром композиции будут линии или места их пересечения, либо можно поставить объект в один из треугольников.
Диагональная композиция
Когда вся композиция кадра стремится в определенном направлении, образуя диагональное расположение от верхнего правого угла к нижнему левому или в обратном направлении, создается визуальный эффект, при котором взгляд зрителя непрерывно движется по всей композиции кадра.
Этим способом можно менять настроение кадра. Если линия направлена из левого нижнего угла в правый верхний, то общая композиция будет более спокойной. При линии, направленной из левого верхнего угла в правый нижний, настроение меняется на тревожное и стремительное.
Линейная перспектива
Создание иллюзии глубины в изображении с помощью сходящихся линий, которые только кажутся сходящимися в точке на горизонте. Такой метод не привязан к конкретной линии на экране, композиция должна уходить в горизонт или стремятся к нему. Эти линии как раз должны состыковаться чаще всего симметрично. Но и тут делаете как чувствуете. Главное сохранять баланс.
Так, это может быть ритм, который направляет взгляд к композиционному центру или показывает, куда движется объект. Лестница, плотно забора, дорога – всё это направит взгляд зрителя.
Голландский угол и горизонт
Если с горизонтом всё понятно, располагай его строго по горизонтальной линии и уже хорошо, то к «заваленному» горизонту остаются вопросы. Наклонный горизонт – дефект, но есть исключения. Если наклонить камеру вбок градусов на 10 и более, имитируя наклон головы, это уже композиционная особенность. Таким способом можно показать динамику.
Для создания напряженной сцены, добавьте правило диагоналей и ведущие линии.
Треугольники
Если на кадре выделить три вершины, композиционные центры, и соединить их линиями, получится треугольник.
Размер треугольника может быть любым, он может не быть равносторонним. Но в «правильном», будет сильное чувство устойчивости.
Симметрия и асимметрия
Казалось бы, поставь линию посередине, вот и весь принцип. Но он может нести в себе не только расположение объекта на экране, но и выразительные средства композиции. По типу равновесия, контраста, ритма и повторений, динамики, статики и многих других. Таким образом, разделение экрана на половину + правило третей, будут творить чудеса.
Методов композиции на самом деле достаточно. Ниже показаны какие есть ещё, но самые основные расписаны выше.
Так и получаются все эти непонятные видео, где кто-то сидит и рисует полоски на популярных фильмах, рассказывая о композициях. Выглядит, будто рисуют как попало, лишь бы че нить начертить. Но в этом появляется смысл, только когда начинаешь понимать логику.
Крупность кадра
Шот из одного персонажа, который рассказывает монолог, можно интересно показать, не нужно бояться настроек камеры, поиграйте с крупностью.
В монтаже, крупности нужно чередовать между собой по порядку, иначе рискуете сделать монтаж обрывистым и не понятным для зрителя. Если есть общий план, то можно уйти на дальний и средний. Плохим вариантом будет уйти с общего плана в крупный, а потом в дальний, это дезориентирует зрителя и создать кашу в голове.
У каждого кадра должна быть своя цель. Детали гиперболизируют эмоции, подчеркивают смысл, а общий план может показать основные действующие лица или вообще одиночество.
Обратите внимание так же на кроп, где обрезается изображение в камере. Обрезать персонажа всегда нужно не на локтях или коленях, а по центру кости. Больше информации можно посмотреть на миро. Отлично, остаётся выбрать крупность на каждый кадр, который выписали, чтобы они логично вписывались в сюжет.
Ракурс
Определившись с крупностью кадра и зная, как всё должно быть расположено в кадре, полагаясь на композицию, остается выбрать ракурс.
Выбор ракурса относится к передаче эмоций и атмосферы. Если выставить камеру типично и банально, картинка может показаться скучной, потому что расположена на уровне глаз. Такой ракурс создает уют, комфорт и стабильность, можно показать разрушение 4 стены, если такая задача стояла.
Если нужно показать уверенность, силу, могущество, то наиболее эффективным будет ракурс снизу. Камера должна быть внизу, к примеру на уровне земли и повернутая к лицу нашего главного героя. Эффект сразу ощущается. Если камера будет с верхнего ракурса, так можно показать уязвимость, слабость и подавленность.
Учитывайте и уровень, на котором происходит съемка, он может быть на уровне глаз, на уровне плеча, бедра, колен и земли. Как использовать ракурсы и уровни можно найти на миро, там отдельно расписана вся структура визуального повествования.
Смотрим на выписанные кадры и подбираем такой ракурс, чтобы он соответствовал логике и эмоциям, которые должен испытать зритель. По началу можно использовать только на уровне глаз. Эти правила, позволяют управлять взглядом зрителя, если их придерживаться, при смене кадров взгляд останется на нужной точке на экране.
Нужно понимать, что зритель обращает внимание на то, как располагаются объекты в кадре. Лицо в кадре психологически настраивает смотреть в ту точку, где оно находится, фигура человека тоже является для нас триггером.
Фокусное расстояние
Фокусное расстояние определяет сколько фонового пространства попадет в кадр и влияет на композицию, поэтому важно тоже затронуть в этой статье. Чем больше это расстояние, тем меньше пространства попадает в кадр. Существуют стандарты, 35 mm объектив, в настройках камеры, и ниже позволяют захватывать максимум пространства, хорошо демонстрируют динамику. Движущиеся объекты в кадре быстро меняют свой размер по мере приближения или отдаления от камеры.
35-50 mm используется для диалогов и портретов, показывая среднее количество фонового пространства.
70 mm и больше, показывает минимум фонового пространства в кадре, из-за чего идёт большая концентрация на объекте в фокусе или на эмоциях героя.
Macro – когда фокус на мелких деталях и объектах, фон тотально размыт.
Не стоит выбирать фокусное расстояние от балды, кадр может получиться бессмысленным и не логичным. Важно ответить, почему было принято такое решение.
Общие советы по построению композиции
Нарушение правил
Нарушение закономерностей дает нам моментальное внимание на объекте. Сюда входят области повышенной детализации, цвет и направляющие. Таким образом происходит манипуляция движением глаз зрителя. Но как выставить композицию правильно, чтобы она смотрелась гармонично, вот для этого и придумали методы композиции.
Многие режиссеры и операторы запоминаются вам тем, что имеют свои отличительные техники съемки и монтажа. Знание основ, позволяет нарушать правила во имя определенной идеи.
Самая «скучная» композиция, которую советуют избегать – это размещение объекта в центре кадра, но центрирование может работать, если нужно подчеркнуть симметрию, создать эффект статичности или сосредоточения внимания на объекте.
Переполненный кадр
Чистота композиции и избегание перегруженности являются общими правилами. Но иногда хаотичные, переполненные кадры могут создавать ощущение реализма и динамики, особенно в городских пейзажах или в сценах толпы. То есть иногда можно создать внимание к объекту, путем большого количества дочерних объектов, которые ведут к цели.
Обрезанные объекты
Традиционно, важные элементы композиции должны быть полностью видны, но частичное обрезание объекта может добавить интриги, динамизма и усилить визуальный интерес.
При любом раскладе, чтобы нарушать правила, нужно их знать. Поэтому, каждый раз, делая свою потрясную картинку или раскадровку, нужно ориентироваться на определенные вещи. Не нужно быть бунтарем, нужно ставить задачу показать то, что находится внутри и более понятным для зрителя приемом.
Что приятно глазу?
Как уже было упомянуто выше, композиция – это не только красиво расположение в кадре, а совокупность всех факторов, целостность всего. Только при единстве между картинкой, сюжетом и музыкой получится сильный синематик.
Вообще, что такое «приятно для глаз»? Это возможность быстро считывать картинку в той области, на которую автор направляет внимание зрителя.
Если в вашей голове был шедевр, но после публикации работы, люди начинают задавать тупые вопросы. Значит, скорей всего, раскрыть тему не удалось. В голове то оно все красиво выглядит, но из-за отсутствия правильного подхода, на выходе получается совсем не то.
С ростом скилла и насмотренности, работы будут становиться лучше, вам уже на интуитивном плане будет понятно в какой момент лучше переставить камеру, а в какой поменять крупность.
Никогда не делаете работу на рандоме, это просто в пустую потраченное время. Изучение каждого метода на практике даст вам возможность правильно размышлять при создании ваших синематиков и выводить их в топы зрительских лайков на арте и бехансе.
Настоятельно рекомендую перейти на миро и сохранить в закладки пайплайн, который мы создали.
Итог
Метод композиции – это основа, которую применяли ещё античные художники. Не нужно изобретать велосипед, просто используйте инструменты, которые уже давно придумали до вас. Можно взять свои старые работы и поменять ракурс, крупность или движение камеры, и увидеть совершенно другой результат.
Дьявол ведь скрыт в мелочах, возможно вы наклонили камеру на восемь градусов, вместо десяти и у вас уже получился не голландский угол, а криво поставленная камера. Думайте всегда о целостности кадра, полишинг шота – это то, что должно быть в конце, а не в начале.
В тексте достаточно сложно уместить такого рода информацию, поэтому оставлю ссылочку на полноценное видео, где Джон рассказывает о методах композиции в среде Визуального повествования.
Чаще практикуйтесь и качайте насмотренность на сайте ShotDeck. Там можно и цвета посмотреть и рефов по ракурсам набрать. Не бойтесь брать что-то из крутых решений, делайте свое, когда поймете принцип.
Больше информации есть на доске миро, которую мы подготовили специально для вас.